Сразу признаемся, рецензий на фильмы, тем более, художественные – ранее писать не приходилось. Но поделиться своим личным (подчеркнём – именно личным) восприятием и мнением по поводу фильма «Финал» хотелось бы.

Так что, в этот раз мудрым словам классика «можешь не писать – не пиши» следовать не будем…

Итак, прежде о названии данных заметок. По окончании просмотра подумалось, что материала у авторов и создателей фильма по теме было явно много больше, чем вошло в окончательную версию кинокартины. Многие сюжетные линии и повороты схематичны и мгновенны, что ли, однако это вполне вписывается в современную манеру подачи киноматериала – короткие эпизоды, стремительно сменяющие друг друга с калейдоскопической быстротой, крупные планы, компьютерная графика, где надо и не надо.

Где-то уже довелось прочитать, что команда создателей и продюсеров после премьеры «Финала» поставила себе стратегическую цель – сериал. Однако, тут надо будет подождать и посмотреть, а также прежде «прокатить» фильм по стране…

Что самое главное, на наш взгляд, надо будет помнить и знать зрителю (читай – любителю волейбола), идя на просмотр – это кино не «про волейбол» и не «о волейболе». В трейлерах сразу написали и честно предупредили – «основано на реальных событиях». Так вот, волейбол здесь как раз та самая «основа», «подушка», если хотите, на которой и строится сюжет.

И, конечно, изучать, так сказать, по фильму «Финал» историю отечественного, российского волейбола вовсе не следует. Также, как нельзя знакомиться с историей гражданской войны в СССР, например, по фильму «Свадьба в Малиновке», а с историей отечественного хоккея по фильму «Легенда № 17».

Ну а так все сделано по законам киножанра и по уже веками апробированному сюжету – главный герой (здесь мог быть совсем и не волейбольный тренер, а человек иной профессии) с детства имеющий неукротимый, но твердый нрав и характер, вовремя проникается мудрыми и (без шуток!) правильными мыслями о жизненном пути от своего наставника (учителя, тренера, дедушки и т.п.), а потом сквозь трудности и невзгоды идет к своей мечте, преодолевает себя, в итоге приходя к своему «финалу», здесь имеем ввиду, некоей большой удаче, значимому успеху. Ну а потом и сам уже делится правильными мыслями – читаем выше в начале абзаца со своим учеником (воспитанниками, спортсменами и т.п.), а те, в свою очередь, сквозь трудности и невзгоды… и далее по кругу, по кольцу, а в нашем случаем, наверное, по кольцам олимпийским…

И вот такой вот сюжет чудесным образом совпал с действительной примечательной и непростой биографией одного из главных героев нашего современного российского волейбола – Владимира Романовича Алекно. В итоговых титрах фильма говорится, что он посвящен всем Тренерам (тренерам с большой буквы), которые тратят все свои жизненные силы и энергию на воспитание, в конечном итоге, Человека через большие победы и закаляющие характер поражения. Нельзя не согласиться. Немного философски, кто-то скажет банально, но, согласитесь, верно-таки, верно и правильно!

Владимир Алекно. Май 2025 г. «Финал шести» Кубка России в Казани

Теперь конкретнее – что заметилось-отметилось, понравилось, или вызвало недоумение и вопросы к логике тех или иных эпизодов. Сразу – весь фильм в целом вызвал положительные и позитивные эмоции. Кто-то из тех, кто помнит о главном событии, ради памяти о котором и снималось кино, даже взгрустнет, вспомнив себя и тех, кто на экране. Помните – «может я это, только моложе? Не всегда мы себя узнаем!»

Как уже говорили – современная манера «кинописьма» рассчитана на клиповое мышление молодого поколения, события и сюжет должны развиваться быстро и стремительно. Долгие осмысления и объяснения эпизодов – это не сюда. Может быть, даже и к лучшему – молодёжь, особенно не знакомая с теми самыми «реальными событиями», быстрее и лучше, что называется, на кончиках пальцев, воспримет главную идею фильма о том, как главный герой (далее вспоминаем прочитанное выше)…

Ну а те, кто знаком и с историей становления российского волейбола, и с историей становления тренера Алекно – по пунктирным линиям эпизодов также мгновенно освежат эту, не столь уж и давнюю волейбольную историю в своей памяти.

80-е прошлого века – белорусский Полоцк – неукротимый Володя — спортшкола – выбор правильного жизненного пути с помощью мудрого первого тренера — спортинтернат в Минске – дальнейшее прохождение «волейбольной службы» в большом ЦСКА – грозовой и судьбоносный 1991-й – развал Союза – отъезд спортивных «звёзд» и «звёздочек», в т.ч. волейбольных, за границу – карьера спортсмена, а затем и тренера во Франции – раздумья и сомнения, стоит ли возвращаться в Россию (заметим, оказалось, что стоит и это правильно!), пекинская олимпийская «бронза» сборной России — подготовка к Олимпиаде в Лондоне и, как венец всего (сюжета, в первую очередь!) – та самая победа, тот самый финал! Все это за каких-то минут 40 и, как говорят волейболисты, «с душем». И ведь главное, по сути, все понятно, и все верно – те самые реальные события налицо! Здесь надо отдать должное сценаристам и режиссерам! Их часть задачи выполнена!

Какими же силами и как воплощалась идея картины на экране. Честно говоря, современное российское кино практически не смотрим и не знаем, поэтому, просим простить какие-то элементы «киноневежества». Фамилии ряда актёров (да и их лица) видим впервые и взяли их из списка артистов, снявшихся в фильме.

Денис Шведов (Тренер, как воплощение, ну вы поняли…он же В.Р. Алекно) со своей задачей справился, особенно в эпизодах преодоления себя через не могу после травмы героя. Говоря языком Станиславского – «Верим» (в целом).

 

Органично вписался в образ первого тренера В. Алекно Евгения Рудова (Борисыч по фильму и в реальной жизни) Александр Лыков. Из его уст правильные слова о жизни и волейболе – «Игра без ничьих», «Волейбол – игра, где смотрят вверх», «Волейбол – это красиво» и т.п. звучат органично и даже искренне. А после его (надо полагать любимой присказки, возможно, реальной и в жизни) – «Ну всё, я пошел!», как-то вот, хочется встать и пойти вместе с ним и за ним. Да и обаяния у этой, сказали бы, легенды российских сериалов (ну вы поняли, каких) нисколько не убавилось, даже с возрастом.

Жена Тренера (Юлия Ильина) сыграла всё, что нужно, убедительно, надо сказать. Почему-то представилось, что такой и должна быть настоящая подруга жизни профессионального спортсмена (по крайней мере, лет 20-30 назад), эдакая «декабристка» – переезды, смена обстановки, дети, заботы, понимание и поддержка во всем. И «наш» человек – сразу видно. Поёт вместе с детьми в машине, когда не все в жизни получается – «Главное, ребята, сердцем не стареть!» Красота и ностальжи!

Блок руководителей российского волейбола. Сразу отметим, что здесь, на наш взгляд, не удалось избежать, мягко говоря, «законов жанра», а попросту – штампов, которые почему-то принято переносить из фильма в фильм (на спортивную тему, разумеется). Для несведущего зрителя сойдет, а вот для осведомленного немного странновато звучат названия должностей первых лиц – руководитель федерации волейбола, но при этом есть еще и Президент ВФВ. О как! Первого играет Игорь Костолевский, хотя играть там особо ничего и не надо, учитывая внешние солидные и подходящие под роль любого высокого руководителя данные замечательного актёра. Надо просто их демонстрировать в нужных местах.

Понятно, что под несколько размытым названием «руководитель федерации» угадывается (да так оно, видимо, и задумывалось) нынешний председатель наблюдательного Совета ВФВ. Президент же ВФВ в исполнении Сергея Газарова получился эдаким собирательным образом руководящего спортивного чиновника – исполнительный, почтительно-предусмотрительный со старшими по рангу, смотрящий на шаг (не более!) вперед, но в то же время, отлично знающий вверенное ему хозяйство, как говорится, чаяния и заботы своих подчиненных. Ну такой «слуга царю, отец солдатам», понимаешь! Где-то мы уже это видели…

Еще можно отметить, что почти все судьбоносные волейбольные решения высокими руководителями в фильме принимаются почему-то, как бы «на ходу», когда герои идут куда-то по каким-то коридорам-лестницам из стекла и бетона, или, буквально проходят, почти не останавливаясь (ну разве что чашечку чая испить также на ходу) через зал (комнату) заседаний из одной двери в другую… может быть так на самом деле и происходит, на знаем…

Естественно, что в противовес таким вот нормальным руководителям имеется и ретроград, не верящий ни в кого, кроме себя, противник всего нового и т.д., эпитеты и определения легко можно добавить самим.  Короче, из таких (как сказал один наш знакомый), знаете ли, чудаков на букву «М» из 5-го Б. Его играет в гротескной манере сильно похудевший (давно его просто не видели), но по-своему обаятельный Александр Семчев. В целом убедительно, но (см. выше) где-то это мы уже видели…

 

Остальные члены исполкома (так их роли обозначены в титрах) также стандартные, штампованные из фильма в фильм чиновники – «слушали, постановили, опись, прОтокол», разве что правда жизни все же иногда присутствует – коллективный просмотр Финала происходит где-то в высоких кабинетах (или VIP_ложах) с «минералкой», лимончиками-графинчиками, стопочками и всякими бутербродиками на широченном столе для заседаний. Тут тоже штамп, но штамп наш, понимаешь ли…

Самое интересное, что кроме фигуры руководителя федерации реального прототипа из ВФВ в остальных не угадывается. Писали же уже – «законы жанра». Да и фильм то художественный! Хотя, кто работает в высоких спортивных сферах могут и возразить, пожалуй. А кого-то и узнать.

Да, к руководителям можно отнести и персонажа по имени Юрий, внезапно и, словно бы, ниоткуда, аки Воланд (не путать с Воларом) появляющийся на праздновании победы (первой в истории, между прочим) французского «Тура» в чемпионате страны (показан реальный факт победы в 2004-м, что уже хорошо!). Тем, кто в теме, конечно, понятно, что это незабвенный Юрий Сапега, товарищ Тренера еще по ЦСКА (в фильме тоже это есть, но понятно только посвященным в историю волейбола), стоявший у истоков большой перестройки во всем российском волейболе, но, к громадному сожалению, безвременно ушедший из жизни. Не знаю, как увидится вам, а нам показалось, что в этом крохотном эпизоде авторы придали Юрию Николаевичу (вернее, его киношному герою) черты, если хотите, Мефистофеля, вводящего в сомнения Фауста (Тренера) после уже, казалось бы, достигнутого Успеха, в известной мере, конечно.

Далее, что касается спортсменов-волейболистов. Тут, естественно, вымышленными персонажами не обойдешься, а посему практически все герои Лондона на месте, под своими фамилиями и даже исполняемыми довольно похожими внешне актерами. И также с характерными мимикой и жестами некоторых, например, манерой выполнения подачи того же Максима Михайлова. В прилагаемых фото каждый может оценить похожесть-непохожесть Тетюхина, Волкова, Михайлова, Гранкина, Апаликова, Мусэрского и др.

 

Изменена фамилия лишь одного игрока – либеро Алексей Обмочаев в фильме проходит, как Чаев. Быть может потому, что авторам нужно было втиснуть в кино еще один «закон жанра», то бишь, штамп.

В каждой команде (коллективе и т.п.) должен быть некий «раззвиздяй», читай – нарушитель режима, вечно опаздывающий, своевольничающий и т.д., но всеми, несмотря на это, любимый за какие-то хорошие качества (веселый, рубаха-парень, свой в доску, мастер своего дела – нужное подчеркнуть) и опекаемый (прикрываемый) старшими товарищами. Вот и здесь есть персонаж Лёха Чаев, к которому по-отечески относится капитан (С. Тетюхин), а все начальники и тренеры любят и ценят за боевые игровые качества – «Да Лёха не подведет!». Надо сказать, что обычно в жизни такие вот Лёхи действительно не подводят и становятся героями здесь и сейчас.

 

А где же в кино все-таки про игру в волейбол, спросите вы? А пожалуйста! Совсем без волейбола авторы обойтись, ясен перец, обойтись не могли! Снятый в современной клипово-компьютерной манере и показанный во второй половине фильма, ближе к концу своеобразный хайлайт финального матча лондонской Олимпиады. В художественном исполнении, разумеется. Это кульминация всей кинокартины. Как технически киношно снято — в общем и целом понравилось.

Тут тебе и крупные планы сосредоточенных лиц героев по обе стороны сетки – и наших, и бразильцев; и эффектные прыжки-удары-подачи, летящие (так и хочется сказать – со свистом) мячи «Mikasa», между прочим.

Короче, на любой вкус, эйсы, сэйвы и так далее, надо сказать, снято на самом деле эффектно. И все главные моменты того матча отражены – уступаем по сетам 0:2, потом легендарная смена позиций Михайлова и Мусэрского и т.п., все на нерве и напряженно.

Понравился и художественный прием показа завершающего матч удара Мусэрского – мяч символически летит долго-долго, как говорится, через страны и континенты, летит победно для (и через) всех, кто болел тогда за наших и показанных ранее в фильме – через руководителей, родителей и родных спортсменов, простых болельщиков, полицейских в Казани и даже полицейских лошадей… и вонзается в площадку.

Это финал, это победа! Так что, посмотрите и оцените сами. Кому на какой вкус.

 

Кстати, если внимательно присмотреться к именно волейбольным игровым отснятым моментам, то кто-то разглядит на площадке знакомых по реальной жизни игроков, в форме сборной Бразилии, к примеру, да и в титрах нашли мы несколько знакомых имен – и поигравших в Вышке А, и в пляжке… так что, при съемках крупных планов (смешались в кучу руки, ноги и т.п.), где нужно было показать волейбольную технику, задействованы профессионалы. И все получилось и смотрелось более-менее органично.

Вообще же, к деталям, мелочам, приметам времени и эпохи создатели фильма отнеслись ответственно. Впрочем, как это старались делать и в других спортивных кинокартинах. Умилил кулёк с семечками, сделанный из газеты «Советский спорт», акцент на крупных планах элементов одежды героев в сценах советской юности – ботиночки, кроссовочки, сапожки, платочки и кроличьи шапки, все, как положено в спортивном ретро-кино последних лет.

Одна показанная деталь, на наш взгляд, близка к шедевральности. Голос волейбола Владимир Стецко, играющий самого себя в роли комментатора финального матча Олимпиады, конечно же, не помолодел, но сидит в кадре с тем самым реальным олимпийским бейджиком ТВ-аккредитации из 2012-го со своим же фото и фамилией (помните? «может я это, только моложе?»). Класс!

Теперь о том, что лично нам не то, чтобы не понравилось совсем (подчеркнем – относимся к фильму, как к художественному!), но без чего можно было бы обойтись, наверняка. Есть явно вставные эпизоды с приглашенными звездами, для придания фильму солидности и статусности, что ли…

К примеру, Сергей Безруков, исполняющий перед зеками в Казани (они потом оказались сплошь все волейбольными болельщиками) песни под гитару в стиле и голоса и манеры Владимира Высоцкого.

Игорь Миркурбанов и тоже с гитарой и песнопениями в роли советского эмигранта, тоскующего по Родине, в эпизоде с Лёхой Чаевым в Лондоне. Лёха при этом за пару часов до Финала вдруг оказывается в «самоволке», бродит один в окрестностях стадиона (настраивается на игру что ли?), братается с Миркурбановым, а тот лишний раз наставляет его на «путь истинный» — «иди, мол, Лёха, к своим!»

 

Ну а уж без Дмитрия Губерниева в роли самого себя, вещающего в своей же всем давно известной манере, якобы из телестудии на волейбольные темы, и вовсе можно было обойтись, фильм бы не перевернулся и не остановился.

А вот Сергей Шакуров в роли деда Александра Волкова, напротив, смотрелся органично и удачно, на наш взгляд, вписался в канву киноповествования. Персонаж отставного, если не генерала, то уж полковника точно, с мудрыми напутствиями и «философским» камнем в руке на удачу внуку запоминается и не становится проходным.

 

Не очень понятна и логика присутствия эпизода с гонками и дрифтом на премиальном авто по ночной Казани компании игроков сборной России, обрадованных фактом включения их в олимпийский состав. Впечатление такое, что в силу каких-то причин надо было показать именно красоту ночной Казани с яркой подсветкой казанского Кремля, улицы и проспекты этого замечательного города.

Хотя при этом игровой зал (дворец) казанского «Зенита» как-то подозрительно смахивает на легендарный ДС «Динамо» на улице Лавочкина в Москве. Зрители-знатоки поправят нас, если что…

Кстати, как позднее рассказал нам один внимательный подписчик, посмотревший фильм, в сцене «адских гонок» по Казани есть и киноляпы. Сначала тёплая компания несется по улицам, не обращая внимания на светофоры, на таком дорогущем авто, как Chevrolet Camaro, затем в кадре эта же группа весёлых волейболистов продолжает уезжать от бросившегося было за ними в погоню конного (!) полицейского с шаурмой (детали, понимаешь, ли, детали – наше всё!), на Ford Mustang, а уже в апогее эпизода, когда от авто отрывается (!!!) крыша-люк, то происходит это вновь на Chevrolet Camaro.

 

Хотя, как подумалось позже, эта сцена в стиле «Ночного дозора» и прочих, помешанных на спецэффектах фильмах, понадобилась режиссеру для плавного перехода к… олимпийскому Лондону. Отрывается крыша зарубежного авто, из него вылетают волейболисты, как в ужасном сне летят куда-то в вечность, но в итоге оказываются под сенью Биг Бена в Лондоне (примерно так). Если это так, то отдадим должное полёту фантазии и воображения режиссера, мастерству оператора и монтажёров и примем это как данность, все-таки какой-никакой отход от канонов современного спортивного кино.

 

Идём на коду и отметим такую немаловажную составляющую фильма «Финал», как патриотичность и любовь к Родине. Без иронии (а многие именно так и подумали сейчас!), заключительные сцены фильма адресованы новому поколению фанатов волейбола. Олимпийское «золото» уже сам по себе повод гордиться за страну и ее представителей в лице волейболистов. Фильм начинается хроникой московской Олимпиады-80 (именно там в предыдущий раз отечественная волейбольная сборная стала чемпионом), а завершается хроникой того самого лондонского финала, состоявшегося 32 года спустя. Связь времен для спортивного болельщика явная и лишний раз вспомнить об этом не мешает. На этом и должна воспитываться молодежь. Да, и явно понравится многим в плане ностальгии сцена в раздевалке, когда Тетюхин достает олимпийского Мишку из 1980-го, ну а вся команда, конечно же, прикасается к нему на счастье и удачу. Штамп или находка – решайте сами. Особенно те, кто непременно трёт кончик носа у пограничной собаки на станции метро «Площадь революции» в Москве. Вспомнили? То-то и оно!

Пусть даже подано это все по тем же пресловутым «законам жанра». Многие зрители, наверняка, поиронизируют над несколько пафосной сценой общения и рукопожатия Руководителя федерации и Тренера на фоне кремлевских башен, при этом происходило все на палубе теплохода, идущего по Москве-реке, надо полагать, во время банкета-чествования чемпионов.

А вот следующий эпизод, который также может вызвать у «знатоков» улыбку, нам, наоборот, что называется, «зашёл». Руководитель и Тренер идут по теплоходу, видимо, для продолжения банкета. А в это время прямо на палубе, обдуваемые речным ветерком, в цивильных костюмах с золотыми олимпийскими медалями и орденами свежеиспеченные чемпионы поют легендарную «С чего начинается Родина», причем под собственный (!) аккомпанемент.

Солирует у микрофона с гитарой наперевес, конечно же, не менее легендарный Сергей Тетюхин. «Развесистая клюква», скажете… Отнюдь нет, на наш взгляд. Ну или почти нет. Аранжировка песни интересная, поют неплохоо. Молодой зритель, наверняка, впервые вообще услышит эти слова, и хорошо, что, наконец-то, услышит. И «pourquoi pas», говоря уместным тут, благодаря Владимиру Романовичу Алекно, французским языком. Действительно, почему бы и нет?

 

Вот на такой оптимистично-патриотической ноте и закончим своеобразный путеводитель по фильму, как, наверное, вы уже поняли, не «про волейбол».

***

У поклонника самого народного вида спорта, болельщика прямо сейчас есть два пути – пойти в кинотеатр и посмотреть фильм не про волейбол, но о волейболе, как основе становления личности. Тем более, уже прекрасно, что о волейболе сняли художественный фильм. Дошли руки, наконец-то. Тут надо искренне поблагодарить и тех, кому в голову пришла подобная идея (конкретные фамилии есть в титрах) и кто нашел средства на ее реализацию. А потенциальным зрителям не забывать, что это ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ фильм.

Или же включить любой доступный гаджет и еще раз посмотреть тот самый «Финал» из олимпийского Лондона-2012, в оригинале, так сказать.  Оба пути, на наш взгляд правильные и друг другу не мешают.

А Вы с кем, любители волейбола..?

Май 2025 г.
Использованы экранные фото кадров из фильма «Финал»

Поделитесь Вашим мнением
Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще записи из этой же рубрики

Что будем искать? Например,волейбол